Дорогие родители, дедушки и бабушки, одним словом, те, кто изо дня в день занимается воспитанием детей.

Эта страница для вас.

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку четыре года, но его речь малопонятна для окружающих? А может ему пять лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает? Это говорит о том, что у вашего ребенка нарушено звукопроизношение. Проблема? Что делать? Прежде всего, Вы должны проконсультироваться с логопедом.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.

Помните: Ваша речь – пример для ребенка!

Артикуляционная гимнастика для малышей

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Нормы речевого развития

Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста
От рождения до трех лет 2 — 3 месяца – гуление; 4 — 6 месяцев – лепет; 9 — 12 месяцев – первые слова; 1,5 — 2 года – появляется фраза.
На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000 – 1200 слов.
В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения из пяти- шести слов. В этом же возрасте дети начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.
В четыре с половиной — пять лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью.
К концу пятого года высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.
К шести годам ребенок овладевает значением производных слов. Словотворчество становится менее интенсивным, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, т.е. основывается на сложной речемыслительной деятельности.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У него появляется “внутренняя позиция”, которая присуща человеку на различных этапах жизни.

Основания для беспокойства:
1. Ограничен бытовой словарь;
2. Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом (типа: овощи, фрукты, одежда, мебель и т.д.);
3. Трудности в построении предложений, предложения строит, но грамматически оформленные неверно;
4. Во время речи кончик языка высовывается между зубами;
5. Звуки произносятся с «хлюпаньем» (эффект заложенного носа);
6. Затрудняется заменить слово синонимом, подобрать к слову антоним;
7. Не активен в речевом общении;
8. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.

Pin It on Pinterest